soldier_moskva (soldier_moskva) wrote,
soldier_moskva
soldier_moskva

Category:

На МКС опять дырка…



Сегодня опять было много разговоров на тему Российской космической программы и дырки в российском служебном модуле Международной космической станции «Звезда».

То, что дырка или трещина образовалась в результате неудачной стыковки космического корабля «Прогресс», это уже всем очевидно.

По тем сведениям, которые поступают в СМИ, трещина образовалось в одном из переходных отсеков служебного модуля «Звезда». К сожалению, Роскосмос не говорит, в каком именно переходном отсеке произошла авария, так как на данном модуле их два.



Если трещина образовалось в переходном отсеке со стороны агрегатной части модуля, то это хоть и неприятно, но в целом некритично. Если же трещина образовалась в переходном отсеке со стороны стыковочного узла, которым «Звезда» пристыкована к ФГБ «Заря», то это уже проблема, причем большая.
В первом случае, если трещину не удастся локализовать, российский сегмент МКС теряет один активный стыковочный узел, к которому стыкуются грузовые космические корабли «Прогресс». Во втором случае, российский сегмент МКС потеряет непосредственную связь со всей остальной космической станцией и у российского сегмента МКС останется всего один стыковочный узел, которым он сможет принимать пилотируемые и грузовые корабли.

В любом случае, если трещина, через которую утекает воздух, будет увеличиваться в своих размерах, переходный отсек служебного модуля Международной космической станции «Звезда» будет непригоден для дальнейшей эксплуатации.

Автомобилисты знают. Проблема всех трещин, особенно на лобовом стекле, заключается в том, что если их не локализовать и не засверлить, то они будут расти. Подозреваю, что это правило справедливо и для той аварии, которая произошла на МКС. Модуль находится под внутренним давлением, его распирает изнутри, а значит, это давление воздействует и на трещину, тем самым вызывая ее дальнейший рост. Если эту трещину в переходном отсеке модуля «Звезда» предварительно не засверлить, а потом не заварить, то никакие временные заплатки и пластыри не помогут.



Какие тут могут быть варианты?

Вариантов не много.

В любом случае, это герметизация отсека с последующей откачкой атмосферы для того чтоб там можно было проводить полноценные ремонтные работы, а самое главное, это замедлит разрастание трещины в обшивке модуля.

Что для этого нужно?

Во-первых, на МКС надо доставить прибор ультразвукового исследования металла, возможно, какие-то еще приборы, которые помогут обнаружить точные геометрические очертания трещины в оболочке переходного отсека.

Во-вторых, Роскосмосу придется вспомнить эксперименты СССР по сварке металлов в космическом пространстве и научить этой работе космонавтов. Это на самом деле хорошо, так как создание будущих космических станций во многом будет происходить не на Земле, а на специальных стапелях в космическом пространстве. И опыт в ремонте переходного отсека для этого вопроса, безусловно, будет востребован.

В-третьих, после того, как будет понятна геометрическая конфигурация трещины, ее место в обшивке переходного отсека, будущий ремонт необходимо отработать в земных условиях на соответствующих макетах. Это позволит создать необходимые заплатки по нужной геометрической конфигурации, а возможно сделать специальный автоматизированный станок, который будет размещен во внутреннем пространстве переходного отсека и который самостоятельно, без человеческого фактора, проведет все необходимые ремонтные сварочные работы.

В случае, если трещина находится в переходном отсеке со стороны агрегатной части модуля «Звезда», то все эти ремонтные работы могут выполняться, никак не влияя на текущую работу Российского сегмента МКС. Единственное, что грузовики «Прогресс» придется стыковать к другим шлюзам.

Если трещина находится в том переходном отсеке со стороны стыковочного узла, которым «Звезда» пристыкована к ФГБ «Заря», то тут потребуются существенные коррективы, а также экстренная перестыковска Российского сегмента МКС.

Для того чтоб ремонтировать переходной отсек модуля «Звезда» со стороны стыковочного узла, которым «Звезда» пристыкована к ФГБ «Заря», его надо отстыковать от космической станции МКС предварительно отправив туда новый стыковочный узел «Причал».

После того, как модуль «Звезда» будут отстыкован от ФГБ «Заря», на это место должен быть пристыкован узел «Причал», а модуль «Звезда» развернут на 180 градусов и пристыкован со стороны агрегатного отсека к узлу «Причал». Это позволит сохранить обитаемость российского сегмента МКС и его связь с остальной космической станцией, а также разгрузит от лишних напряжений переходной отсек, который после подобных перестановок можно будет готовить к ремонту. Подобная переконфигурация российского сегмента МКС никак не влияет на планы по запуску модуля «Наука». Просто он будет пристыкован немного в другом месте и в этом нет ничего страшного.

Независимо от того, в каком из переходных отсеков находится трещина, саму операцию по заварке трещины в переходном отсеке, по всей видимости, придется делать с выходом в открытый космос и разгерметизации этого отсека. Очевидно, что это вытекает из того, что в обшивке придется сверлить сквозные дырки…

И эту операцию по ремонту российского служебного модуля Международной космической станции «Звезда» надо проводить, как можно быстрее. Трещина ждать не будет.

Ну и на будущее, друзья из Роскосмоса, не жалейте металла на свои будущие изделия. Крепче будет, дальше улетит…!

Вот такое мое мнение по этому поводу.


Tags: Дмитрий Рогозин, МКС, Роскосмос, Россия, космическая программа, космос
Subscribe

Posts from This Journal “космос” Tag

promo soldier_moskva october 7, 2019 15:08 3
Buy for 10 tokens
С моим товарищем и коллегой по общественной деятельности написали программную статью об основах формирования идеологии в современной России Основы и методы формирования идеологического базиса современной России Остроменский М. П., Орлов В. П. МОО «Вече» Введение В данном…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments