Похоже, прибалтийские государства переживают очередное обострение русофобской паранойи. Расширенная коллегия Верховного суда Литвы оставила в силе обвинительное постановление в отношении лидера Социалистического народного фронта Альгирдаса Палецкиса за отрицание «советской агрессии», отклонив во вторник, 22 января, жалобу подсудимого на решение низшей судебной инстанции — Вильнюсского окружного суда.
Напомним предысторию этого скандального дела. Летом прошлого года литовская Фемида посчитала антигосударственной крамолой и чуть ли не покушением на основы существующего строя появившееся в местных СМИ высказывание оппозиционера, который посмел поставить под сомнение официальную версию памятных событий 13 января 1991 года у Вильнюсской телебашни.
Напомним: погибшие в ходе штурма 13 человек и примерно 140 раненых были безапелляционно причислены национал-демократической пропагандой Литвы к невинным жертвам «советских оккупантов». Неосторожная фраза Альгирдаса Палецкиса о том, что ни о каком «кровавом подавлении» порыва литовцев к свободе и независимости не может быть и речи, поскольку в тот день «свои стреляли в своих», обошлась ему в 10 400 литов (около 3000 евро). Именно такой штраф, в размере 80 прожиточных минимумов, вкупе с ярлыком предателя родины повесили на литовского оппозиционера. Попытка оспорить это решение в высшей судебной инстанции не увенчалась успехом. В свою очередь, вердикт ВС по делу Альгирдаса Палецкиса является окончательным и обжалованию не подлежит. Таким образом, одна из трех прибалтийских «молодых демократий», не так давно ставшая частью европейских народов, создала прецедент по уголовно-процессуальному затыканию ртов инакомыслящим.
Причем упреки в неправовом характере учиненной расправы над литовским диссидентом в данном случае несостоятельны. Судебное решение точно следует букве и духу действующего закона, который запрещает гражданам «свободной демократической Литвы» иметь собственное мнение по поводу обстоятельств обретения этой страной независимости. Данная норма предписывает жителям Литвы верить в миф о «советской агрессии», на шатком идеологическом фундаменте которого выстроена вся современная литовская государственность.
Впрочем, неприятности правдоруба в независимой Литве на этом не заканчиваются. Как стало известно, министр юстиции страны уже обратился в прокуратуру с просьбой выяснить, не несет ли деятельность возглавляемой Альгирдасом Палецкисом организации угрозу для Литвы. В случае утвердительного ответа (за чем дело в стране победившей либеральной диктатуры, как мы видим, не постоит) общественнику грозит уже до семи лет лишения свободы. Видимо, не рассчитывая на честное и политически неангажированное разбирательство в легком на расправу литовском судилище, Палецкис возлагает последнюю надежду на… конечно же, не на Россию, чья позиция, учитывая давние разговоры о готовности прибалтов выставить нам астрономический финансовый счет за так называемую советскую оккупацию, напоминает известное молчание ягнят. Добиваться восстановления справедливости Альгирдас Палецкис будет в европейских инстанциях. Засуженный за публичное выражение собственного мнения политик теперь намерен обратиться в Европейский суд по правам человека в Страсбурге.
Надо сказать, что утверждение г-на Палецкиса, ставшее предметом судебного разбирательства, как минимум не оригинально. Несмотря на работающую в полную мощь государственную репрессивную машину и наложенное правоохранительными органами Литвы табу на упоминание обстоятельств гибели «борцов за независимость», в последние годы в СМИ появляются все новые аргументы, демонстрирующие полную несостоятельность тиражируемой и активно навязываемой обществу официальной версии.
Многие факты свидетельствуют о том, что события у вильнюсского телецентра являются типичной провокацией, циничным шоу под названием «ритуальное жертвоприношение». По прошествии более чем 20 лет хорошо просматриваются и его режиссеры. Это рвущаяся к вершинам власти местная националистическая демшиза, вступившая в негласный сговор с пятой колонной из союзного центра, дабы легитимировать на крови право бывшей Литовской ССР на восстановление суверенитета. Напомним: прологом тех драматических событий стало принятие 11 марта 1990 года декларации о суверенитете Верховным Советом Литовской ССР во главе с Витаутасом Ландсбергисом.
При этом желание литовской этнократии возглавить страну было в чистом виде волюнтаризмом. Самопровозглашенная независимость в обход конституционных процедур на общесоюзном уровне не давала ей никаких прав на отделение. При этом робкие попытки Москвы противодействовать нарушению союзной конституции (на территории республики было прекращено действие Основного закона СССР и возобновлено действие литовской конституции времен фашистской диктатуры Антанаса Сметоны) литовские националисты трактовали в единственно приемлемом для себя ключе — как повторную «советскую агрессию и оккупацию».
Накануне памятных событий к вооруженному сопротивлению законным властям призвал главный литовский демократ, председатель ВС Литвы Витаутас Ландсбергис. Как свидетельствуют многочисленные источники и очевидцы (на что не побоялся намекнуть Альгирдас Палецкис), закоперщики январского штурма телецентра не просто позвали своих сторонников на баррикады, но и сделали все возможное, чтобы подставить их в качестве сакральной жертвы под пули мнимых оккупантов. Официальная легенда о том, что прибывшие на клич лидера литовских националистов защитники здания вильнюсского телецентра были убиты советскими военнослужащими, имеет массу нестыковок. Напомним, что переброшенные в Литву в соответствии с распоряжением союзных властей бойцы спецподразделения «Альфа» Псковской дивизии ВДВ подходили к зданию снизу, в то время как пулевые ранения участников национально озабоченной «массовки» имеют баллистические характеристики, указывающие на то, что роковые выстрелы производились сверху.
Более того, как указывают специалисты, многие пули были выпущены из поистине антикварного оружия — некогда знаменитых (аж в конце XIX века), но к 1991 году уже давно списанных в утиль винтовок Мосина производства времен «доисторического материализма». Такое оружие могло находиться в арсенале разве что каких-нибудь недобитых местных «лестных братьев», но не эффективных и опытных силовых подразделений.
Версию о том, что виновниками гибели людей возле телебашни являются отнюдь не Советская армия или КГБ СССР, а доморощенные литовские «патриоты», готовые штурмовать политический Олимп, взбираясь по головам своих соотечественников, подтверждают и другие свидетельства очевидцев. В этом смысле поистине сенсационными можно считать показания одного из первых активистов «Саюдиса», а впоследствии основателя Демократической партии Литвы Болеславаса Билотаса. Деятель из национальной тусовки признал, что накануне январских событий правление тогдашней Демократической партии долго обсуждало, что надо сделать, чтобы сплотить литовское народонаселение и обеспечить вывод Советской армии. Как утверждает политик, на следующий день, 13 января, в 15 часов в штаб-квартире «Саюдиса» состоялось заседание Совета, на котором прозвучала информация, что ночью у телебашни стреляли «свои». Однако присутствующие вполне резонно приняли решение не предавать этот факт публичной огласке.
Президент СССР Михаил Горбачев впоследствии переложил всю «вину» за предпринятую попытку защиты конституционного строя на Верховный Совет, за что удостоился особой благодарности сепаратистов, снявших с него обвинения в организации вильнюсских событий.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Journal information